О православном богослужении

Православным богослужением называется служение (служба) Богу, состоящее из чтения молитв, песнопений и священнодействий (обрядов), совершаемое по преимуществу в храме законно поставленными для того священными лицами (пастырями) по установленному Святой Православной Церковью чину или порядку, изложенному в богослужебных книгах.

MEV385999_MDF61597Одни церковные службы (вечерня, утреня, часы, Литургия и др.) совершаются повседневно (ежедневно). Другие же (таинства, молебны, панихиды, освящение воды и проч.) совершаются только по временам, по требованию в разных случаях верующих, и называются требами. Таинства, установленные Самим Господом Иисусом Христом и переданные, по Его наставлению, апостолами для спасения всех верующих, и повседневные службы относятся к общественному богослужению. Остальные же требы, не имеющие обязательного характера для всех верующих, относятся к частному богослужению.

Богослужение началось на земле со времен первых людей, которые, будучи еще в невинном состоянии в раю, служили Богу, прославляя Его премудрость, благость, всемогущество и другие Божии совершенства, явленные в сотворении мира и попечении (промысле) о нем. После же своего грехопадения первые люди еще более должны были молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. Но это богослужение носило частный характер: тогда не было ни святых храмов, ни священных лиц; люди приносили Богу жертву, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение.

Общественный (церковный) характер богослужение получило при Моисее, который, по повелению Божию, устроил скинию (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), избрал священников и левитов, определил жертвы в разных случаях и установил праздники (Пасху, Пятидесятницу, Новый год, день очищения и др.).

Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в нем и проповедовал в нем, так же поступали и святые апостолы, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

ХРАМ И ЕГО ВНЕШНИЙ ВИД

Храмом (церковью) называется освященное по установленному чину особое здание или особое помещение в доме, в котором совершаются церковные богослужения для верующих. Храмы освящаются во имя (в честь) одного или трех Лиц Св. Троицы, Божией Матери, ангелов и святых, отчего и носят соответствующие названия: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Иоанно-Предтеченский, Николаевский, Александро-Невский и т. д. Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них, куда верующие собираются в торжественных случаях для общей молитвы, называется собором; тот собор, где по преимуществу служит архиерей и для служения его посредине собора постоянно находится кафедра (возвышение), называется кафедральным.

img11Сообразно своему высокому назначению, храм по внешнему виду отличается от других зданий. Он устрояется то в виде креста, потому что Господь Иисус Христос крестом избавил нас от власти диавола; то в виде круга, говорящего нам о вечности, для которой воспитывает нас Св. Церковь, так как круг служит символом (образом) вечности; то в виде корабля, напоминающего Ноев ковчег, но образу которого Св. Церковь спасает нас от вечной смерти и но бурному житейскому морю ведет нас к тихой пристани — вечному блаженству. Над средней частью храма возвышается купол и глава на нем, наверху которой ставится крест, свидетельствующий о том, что храм посвящен для прославления в нем распятого за нас на кресте Господа Иисуса Христа. Купол и глава на нем, увенчанная крестом, составляет не только отличительный признак святого храма, но и лучшее его украшение. Поэтому на храме часто бывает не одна, а две главы (что напоминает нам два естества в Иисусе Христе), три (три Лица Св. Троицы), пять (Иисуса Христа и четырех евангелистов), семь (семь таинств и семь вселенских Соборов), тринадцать (Иисуса Христа и двенадцать апостолов) и даже более.

ВНУТРЕННИЙ ВИД И УСТРОЙСТВО ХРАМА

По образцу скинии Моисеевой, которая разделялась на три части (двор, святилище и святое святых), православный храм состоит также из трех частей: притвора, средней части и алтаря.

ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama_iznutri_21. Притвором называется западная часть храма, чрез которую входят в средину храма. В древней христианской церкви он предназначался для оглашенных, т е. готовящихся к принятию св. Крещения, и для кающихся, отлученных за тяжкие грехи от Святого Причащения. В настоящее время здесь по преимуществу стоят впавшие в крайнюю бедность, просящие «милостыню» именем Христа. Лестница, ведущая в притвор, и верхняя ее площадка называется папертью.

2. Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом, т. е. особой перегородкой, которая уставлена иконами. В иконостасе имеются три двери, ведущие в алтарь: средняя — царские врата (через них Сам Господь, Царь Небесный, невидимо входит в Святых Дарах) и боковые: с правой стороны — южные, с левой — северные. На царских вратах изображаются: Благовещение Пресвятой Богородице и четыре евангелиста, а на боковых дверях — архангелы (Михаил, Гавриил), или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. По правую сторону царских врат всегда находится икона Спасителя, а по левую — икона Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя (если здесь нет боковой двери) — храмовая икона, т. е. изображение того праздника или святого, в честь которого освящен храм; в других же местах нижней части иконостаса — иконы особенно чтимых святых (Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и др.). Над царскими вратами ставится икона Тайной Вечери. Иногда иконостасы устраиваются в несколько ярусов (рядов); тогда во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — апостолов, в четвертом — пророков и на самом верху иконостаса — крест.

Иконостас поставляется на возвышении, называемом солеей. Солея назначается для лиц, участвующих в богослужении, миряне сюда входят лишь для поставления свечей пред иконами.

Средина солеи против царских врат (обыкновенно бывает устлана коврами) называется амвоном; здесь диакон произносит молитвословия (ектеньи) и читает Евангелие, сюда же верующие восходят для причащения Св. Тайн. По краям солеи устрояются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов ставятся хоругви, т. е. иконы на материи или металлические, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен; они носятся при крестных ходах, как церковные знамена.

3. Алтарь есть главная часть храма — за иконостасом, где совершается богослужение. Необходимые принадлежности алтаря составляют: святой престол и жертвенник. Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, на котором совершается таинство Св. Причащения. Он устрояется посредине алтаря и покрывается священными одеждами. На нем находятся: Св. Крест, Св. Евангелие, Дарохранительница, Дароносица и Антиминс. Дарохранительницей называется ковчег (ящик) из какого-либо металла (серебра, меди и др.); в нем хранятся Св. Дары для причащения больных. Дароносицей называется небольшой ковчег, в котором священник носит Св. Дары при причащении больных на дому. Антиминс есть шелковый плат, на котором посредине изображено положение Иисуса Христа во гроб, по углам — четыре Евангелиста и между ними с правой и с левой стороны орудия страданий Спасителя (терновый венец, копие, губка, столб бичевания, гвозди и др.).

Вверху антиминса между Евангелистами делается надпись с объяснением слова «антиминс» (слово греч. священная трапеза, стол) и цели, с какой он освящен («ради приношения на нем Божественные Жертвы Тела и Крови Господни на святой Литургии»), а внизу указывается, когда и для какого храма и каким архиереем он освящен, причем имеется собственноручная подпись архиерея. С оборотной стороны антиминса пришивается мешочек с частицей св. мощей, напоминающих, что в первые века христианства, во время кровавых гонений, верующие на молитву собирались по преимуществу в подземных пещерах (катакомбах) и там на гробах мучеников совершали таинство Св. Причащения. Без антиминса, освященного архиереем, нельзя совершать Божественной литургии. Для большей сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называемый илитоном, напоминающим нам сударь (плат), которым была обвита Глава Спасителя во гробе.

За престолом поставляется св. Крест для напоминания о том, что Спаситель мира Иисус Христос принес Себя в жертву за грехи мира на кресте, и семисвечник. Жертвенником называется стол, покрытый священными одеждами, на котором совершается проскомидия, т.е. приготовляются Дары (хлеб и вино) для Св. Причащения. Он всегда ставится в северовосточном углу алтаря. На нем находятся священные сосуды с прибором:

а) св. Чаша или потир, в который вливается цер¬ковное вино;
б) дискос — небольшое круглое блюдо из металла на подставке с изображением посредине Младенца Иисуса, лежащего в яслях; на нем полагается хлеб (Агнец — средняя часть просфоры) для освящения на Божественной литургии, а также частицы, вынутые из других просфор;
в) звездница, состоящая из двух, крестообразно соединенных между собой, изогнутых металлических дуг; она поставляется на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам;
г) копие, которым вырезается из первой просфоры Агнец и вынимаются частицы из других просфор;
д) лжица (ложечка) для причащения верующих;
е) губка для чистки потира.

Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, освященных в память каких-нибудь священных событий или в честь каких-либо Святых. Тогда они, кроме главного, называются придельными.

Главный вход в храм почти всегда бывает с запада. Алтарь же, куда обращены взоры молящихся, находится на восточной стороне, напоминающей, что христиане должны стремиться к свету истины и добра, оставляя тьму греха и неправды.

СВЯЩЕННЫЕ ЛИЦА, СОВЕРШАЮЩИЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

По примеру церкви ветхозаветной, где были первосвященник, священники и левиты, святые апостолы и в церкви новозаветной (христианской) учредили три степени священства (иерархии) — епископов, пресвитеров (священников) и диаконов. Они называются священнослужителями, так как чрез рукоположение архиерейское получают благодать Св. Духа для служения Церкви, чтобы учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию), совершать службы в храме и в домах и управлять церковными делами. Епископы обыкновенно называются архиереями; они получают высшую степень благодати, по которой все они равны между собой, но старейшие из архиереев называются архиепископами, митрополитами и патриархами. Архиереям принадлежит право кроме совершения обычного богослужения и проповедания Слова Божия посвящать (рукополагать) пресвитеров и диаконов, освящать миро, антиминсы и храмы, и управлять церковными делами в подчиненных ему приходах.

Пресвитеры обыкновенно называются священниками или по-гречески иереями, а старейшие между ними — протоиереями. Священник совершает, с благословения своего епископа, церковные службы и таинства (кроме священства), проповедует Слово Божие и управляет церковными делами в своем приходе. Диакон — слово греческое и означает служитель; при совершении богослужения диаконы помогают епископам и священникам и без их благословения не имеют права где-либо служить. Служение диакона не обязательно, а поэтому во многих церквах его не имеется. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом.

Участвующие в отправлении богослужения псаломщики, обязанные читать и петь как на клиросе, так и при совершении священником треб в домах прихожан, называются церковнослужителями. Их обязанности, с разрешения и благословения своего священника, могут исполнять хорошо знающие церковное чтение и пение прихожане. К церковнослужителям относятся также иподиаконы, участвующие исключительно при служении епископов.

Прихожанами называются те верующие православные христиане, которые имеют свой храм, куда они приходят молиться Богу в праздничные и воскресные дни, исповедоваться и причащаться Св. Христовых Тайн, венчаться и куда приносят детей для крещения и умерших для отпевания. Каждый православный христианин должен быть прихожанином какого-либо приходского храма, считать его главной своей святыней и заботиться о чистоте и благолепии его, а также о материальном обеспечении служащих в нем (священника, диакона, псаломщика, сторожа и певчих).

О СВЯЩЕННЫХ ОДЕЖДАХ

Для совершения богослужения священнослужители облачаются о особые священные одежды, изготовляемые из парчи или из другой какой-либо пригодной материи и украшаемые крестами.

5Одежда диакона: стихарь, орарь и поручи. Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и широкими рукавами. Такую одежду могут носить псаломщики и прислуживающие в храме миряне. Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь, и носится диаконом на левом плече сверх стихаря. Поручи (нарукавники) надеваются на руки и употребляются для большего удобства при богослужении.


Одежда священника:
подризник, епитрахиль, пояс, поручи и риза (фелонь). Подризник есть стихарь в измененном виде и отличается от него тем, что делается из тонкой материи и рукава у него узкие со шнурками, которыми они прикрепляются к руке; надевается он священником под ризой. Епитрахиль есть тот же самый орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя oblachenie-svyashhennikaконцами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон — без ораря. Пояс надевается поверх епитрахили и подризника для большей свободы в действиях при священнослужении. Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Это длинная одежда, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук; видом она напоминает ту багряницу, в которую был облачен Страждущий Спаситель. В награду за усердную службу священники получают право носить набедренник — четырехугольный продолговатый плат, который носится на правом бедре и своим верхним краем примыкает к поясу. Набедренник напоминает священнику, чтобы он проповедовал Слово Божие, уча людей истинной вере и доброй жизни. Сверх фелони на груди у священника находится наперсный крест, или серебряный восьмиконечный, возлагаемый на него при посвящении его, или четырехконечный позолоченный (или золотой), получаемый в награду от правящего архиерея. Священникам в награду дается головное украшение: сначала бархатная фиолетовая скуфья, а потом взамен ее такая же камилавка.


Одежда епископа (архиерея)
: подризник, епитрахиль, поручи и пояс, как у священника; вместо фелони епископы надевают саккос, похожий на укороченный снизу и в рукавах стихарь. Сверх же саккоса епископы носят омофор (наплечник); это длинный широкий плат, украшенный крестами; он возлагается на плечи епископа так, что один конец его спускается спереди, а другой сзади. Без омофора епископ не может совершать никакой службы; одежда эта напоминает ему, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся, подобно евангельodezhdy4скому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах. На правом бедре епископ надевает палицу — четырехугольный плат, имеющий геометрическую форму ромба. В награду за отлично-усердную службу право носить
палицу получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее с правой стороны, а набедренник в этом случае — с левой. На груди поверх саккоса кроме креста у епископа имеется панагия; это — небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, обыкновенно украшенный цветными камнями. Панагия носится епископами и вне службы поверх рясы и служит отличительным внешним признаком архиерейского сана.

При служении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Головным украшением епископа при служении является митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при службах также носить митру вместо камилавки. Во время богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы — небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом.

СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Православные храмы украшаются священными изображениями св. Креста и святых икон, которые также служат предметом благоговейного поклонения и почитания со стороны верующих.

Крест был известен еще до Рождества Христова у язычников, которые употребляли его, как орудие казни. У христиан же, наоборот, крест служил и теперь служит орудием спасения, знаменем христианской веры. Язычники, когда преследовали христиан, издевались над крестом и называли их в насмешку крестопоклонниками. Ввиду этого христиане первых веков, почитая св. Крест и украшая им свои дома и храмы, по необходимости должны были изображать св. Крест так, чтобы он был менее понятен и заметен для язычника. Древнейшая форма св. Креста в виде буквы «X»; этот Крест ныне называется Андреевским, потому что на нем, по преданию, был распят св. ап. Андрей Первозванный. Потом в средине такого Креста стали прибавлять букву «I», что составляло начальные буквы имени Спасителя: I. X. Были потом и другие более сложные прибавления. Только с IV века, когда восторжествовала христианская вера, христиане стали открыто изображать св. Крест с распятым на нем Спасителем. Ныне св. Крестом украшаются храмы снаружи (на главах и при входе) и внутри (на иконостасе и на киотах); св. Крест служит необходимой принадлежностью престола и выносится для поклонения и целования верующим, возлагается на христиан при крещении, с какого времени каждый из нас должен носить его на своей груди, как православный христианин.

Иконами называются священные изображения истинного Бога во плоти, Матери Божией и святых угодников Божиих; иначе они называются «образами». Мы молимся и читаем акафисты пред иконами, но не считаем их богами, и молимся не им, не дереву и краскам, а тому, кто изображен на них, веруя, что святые угодники Божии молятся за нас грешных пред Богом. Употребление священных изображений было известно еще в Ветхом Завете, когда, по повелению Божию, в скинии Моисеевой были сделаны золотые изображения двух херувимов на крышке ковчега завета и были вытканы изображения херувимов на завесе, отделявшей в скиннии святое святых от святилища.

Первые христиане также украшали священными изображениями места своих молитвенных собраний. Но такие изображения в первое время были немногочисленны, потому что христиане опасались язычников, которые подвергали поруганию и уничтожению христианские священные предметы. Ввиду этого древние христиане предпочитали изображать целые библейские события, так как они были менее понятны язычникам, например: продажу Иосифа братьями, трех отроков в печи вавилонской, чудесное насыщение пятью хлебами и другие. Иисуса же Христа они изображали символически: в виде доброго Пастыря, несущего на плечах заблудшую овцу, в виде Агнца и тому подобное. Когда же преследования христиан со стороны язычников прекратились, стали широко распространяться прямые (а не символические) изображения, названные по-гречески иконами, и Св. Церковь разрешила их употребление в православном смысле.

Комментирование запрещено